Тестирование при приеме на работу давно уже стало нормой.
Дотошный работодатель хочет знать о своем сотруднике действительно все: прошлое и настоящее. И даже просчитать будущее.
Хотя, по мнению некоторых соискателей, многочисленные тесты - это просто попытки эйчаров «отработать» свои зарплаты. Так или иначе, каждому кандидату нужно быть готовым

Все на продажу

В ходе профессионального тестирования соискателю обычно предлагают перечень вопросов и заданий, чтобы определить наличие/отсутствие специальных знаний и навыков. Например, через серьезное сито проверок проходят айтишники, а бухгалтерам нужно быть готовым к тестам даже, если они идут на первое собеседование в кадровое агентство. Менеджеры по продажам «играют» на собеседованиях, торгуя ручками и всем, что под руку попадется в кабинете эйчара. Об этом мы уже подробно писали и получили много интересных комментариев от наших читателей с описанием «сработавших» приемов и тактик. Например, один соискатель удачно «спекулировал» канцелярским набором эйчара: сначала купил его у владельца за 10 рублей, потом перепродал ему же за сто. Рекрутер был ошарашен такой предприимчивостью «продажника» (подробнее эту и другие истории читайте здесь).
Но не всегда тестирование – это какая-то сложная «научная» разработка. Например, Марине, претендовавшей на должность секретаря, эйчар (с внешностью старорежимной кадровички, пережившей апгрейд) предложила заполнить простой вопросник из серии «ненужное подчеркнуть, нужное вставить». Задача – проверить общую грамотность, вопросы были, например, такие: как правильно сказать тОрты или тортЫ. Марина говорит, что выполнять тест было скорее забавно, хотя и немножко стыдно, что на какие-то вопросы она ответила неправильно.

Важно как

В некоторых крупных компаниях и кадровых агентствах существуют assessment-центры. Оценка кандидата может состоять из структурированного интервью, профессиональных и психологических тестов, деловой игры. У кандидата с менее престижным дипломом, но успешнее других прошедшего испытания в assessment-центре, гораздо больше шансов получить предложение о работе.
Иногда задание, особенно для менеджеров, состоит из нескольких кейсов, которые нужно решить. Участники тестирования часто работают в группе над одним заданием. Наблюдатели (рекрутеры), таким образом, получают хорошую возможность увидеть, как ведут себя кандидаты, какие роли на себя берут, удается ли группе выработать общую стратегию. Решение нужно презентовать - опять же наблюдатели отмечают, кто берет на себя эту задачу, как он это делает и т. д.
Наша форумчанка СамаРуковожу делится опытом участия то ли в групповом собеседовании, то ли в допотопном assessment-центре: «...После дружеского знакомства нам была представлена задача «про корову», которой мужик много раз торговал. Надо было за несколько секунд дать ответ. Я дала ответ быстро, но неправильно. После чего было предложено всем объединиться и дать общий ответ... Кстати, неправильный ответ дала не только я. Смотрю, все прилипли к своим креслам, шевелиться не могут... В общем, я всем предложила перепроверить, признала, что действительно неправа и мы выдали ответ. Тетка-наставница с девицей переглянулись, обе расплылись в улыбках, назвали мою фамилию и сказали, что мне перезвонят, а остальные будут участвовать во «втором туре».

Психологический детектив

Психологические тесты можно разделить на две группы: тесты на определение типа личности и характера, и тесты на определение способностей человека: IQ, памяти, умения сосредотачивать внимание и пр. Против их применения на собеседованиях возражают многие, главный (и справедливый) аргумент: психологический тест – это не игрушка, проводить его должен только профессионал.
Например, нередко на собеседованиях применяется цветовой тест Люшера. Смысл теста: испытуемому предъявляются восемь цветных карточек, а он выстраивает их последовательность – начиная от самого «приятного» и заканчивая наименее «симпатичным». И на основании этого делается заключение о душевном состоянии человека. Тест Люшера довольно прост в исполнении, поэтому пользуется любовью психологов и иже с ними. Казалось бы, что проще: показываешь карточки, проверяешь по ключу, и человек как на ладони. И тут начинается самое интересное. Макс Люшер как-то заезжал в Москву, давал интервью, выступал перед психологами и... поражался. Во-первых, в его оригинальном тесте 81 цвет, а в нашем адаптированном - 8. Во-вторых, те карточки, которые он увидел в арсенале наших психологов, были просто неправильно напечатаны – не те оттенки. Чувствуете разницу?
У Алины своя история про психологическое тестирование. Она как-то пришла на собеседование в PR-агентство (оно занималось и политическим пиаром и продвижением кремов), в котором по инициативе гендира использовался опросник MMPI. Этот тест выявляет не только личные качества человека, но и нет ли у него психических отклонений. Пикантность ситуации добавляло то, что Алина сама дипломированный психолог. Конечно, она попыталась использовать свои знания «на практике» и заметила интересную деталь – в компании опросник (видимо, для упрощения процесса) серьезно подсократили. Тест Алина прошла, но на эту работу все-таки не устроилась.